Естественное развитие колоректального рака и классификация предраковых изменений (часть 2)
Зубчатые эпителиальные новобразования
Зубчатые эпителиальные новообразования характеризуются зубчатой (зубчатой или звездчатой) архитектурой эпителия. Зубчатые полипы образуют спектр поражений, которые только относительно недавно стали связывать с развитием колоректального рака (КРР). Согласно действующей терминологии (Редакционная коллегия классификации опухолей ВОЗ, 2019 г.), существует три типа зубчатых эпителиальных новообразований: гиперпластические полипы, сидячие зубчатые полипы (SSA/P) и традиционные зубчатые аденомы (TSA).
Самый распространенный тип зубчатого полипа - гиперпластический полип. Гиперпластические полипы часто представляют собой небольшие образования (<5 мм в диаметре) и часто обнаруживаются в дистальном отделе толстой кишки. Миниатюрные и дистальные гиперпластические полипы не обладают значительным потенциалом злокачественности и не влияют на интервалы колоноскопий в качестве динамического наблюдения; однако проксимальные микровезикулярные гиперпластические полипы могут быть предшественниками сидячих зубчатых полипов (Редакционная коллегия классификации опухолей ВОЗ, 2019).
В 1984 году Urbanski S.J. с соавторами описали полип со смешанной морфологией: зубчатая архитектура крипт, как в гиперпластическом полипе, в сочетании с дисплазией, как аденоме. Сидячие зубчатые новообразования считаются предшествующими поражениями КРР. С гиперпластическими полипами их объединяет то, что в структуре этих новообразований имеются зубчатые структуры крипт, но в отличие от гиперпластических полипов, также присутствуют архитектурные нарушения: горизонтальный рост вдоль мышечной пластинки слизистой оболочки, расширение основания крипты (базальная треть крипты), зубцы, заходящие в основание крипты (в отличие от поверхностных зубцов при гиперпластических полипах) и асимметричная пролиферация. Неоплазия может возникнуть, аналогичная типу неоплазии, который наблюдается при классических аденомах (неоплазия кишечного типа). При этом частота зубчатых новообразований с неоплазией может увеличивается до более чем 30% в крупных зубчатых поражениях (Burgess et al., 2016). Эти поражения очень часто несут мутацию BRAF и часто проявляют фенотип метилирования CpG-островков с метилированием промотора hMLH1, вызывая микросателлитную нестабильность (Bettington et al., 2017). Различия в диагностике между патоморфологами особенно высоки для этих поражений (Ensari et al., 2012; Rau et al., 2014), вероятно, потому что они являются частью спектра гиперпластических полипов. Риск прогрессирования сидячего зубчатого новообразования в КРР является самым высоким для образований с признаками неоплазии, а 10-летний кумулятивный риск развития КРР, как сообщается, составляет 4,4% для пациентов с такими новообразованиями (Erichsen et al., 2016 ).
Третий тип зубчатых поражений и полипов, традиционная или классическая зубчатая аденома, встречается редко и составляет 0,5–2,5% всех колоректальных полипов. Наиболее отличительными чертами являются щелевидные зазубрины, высокие столбчатые клетки с сильно эозинофильной цитоплазмой и пенциллярными ядрами, а также эктопические образования крипт вдоль выступов ворсинок. Эти полипы часто несут мутации KRAS (Bettington et al., 2015). У пациентов с традиционной зубчатой аденомой риск развития прогрессирующей аденомы или КРР более чем в два раза выше, чем у пациентов с классической аденомой, а 10-летний кумулятивный риск развития КРР составляет 4,5% (Yoon et al., 2015; Erichsen et al., 2016).
Эндофото классической сидячей зубчатой аденомы с неоплазией низкой степени (0-IIa по Парижской классификации, СP-IIIA тип по Y. Sano, 2 тип по NICE (гистологически - зубчатая аденома с дисплазией low-grade), осмотр на видеосистеме EXERA-III с использованием гастроскопа Olympus, модель GIF-HQ190 с последовательным использованием режимов осмотра в белом свете, а также в узком спектре NBI и в режиме двойного фокусирования Dual Focus – дает максимальную информацию о характере новообразования до получения гистологического заключения.